8 (800) 500-9-789
Бесплатный звонок по РФ | Оформи заказ по телефону
Пн-Пт: 9:00 - 18:00 | Сб: 9:00 - 17:00 | Вс: 9:00 - 15:00

20 фактов о «Ниве»

20 фактов о «Ниве»

Всенародно любимому автомобилю исполняется 45 лет. По этому случаю мы собрали двадцать самых значимых и интересных, на наш взгляд, фактов о «Ниве». 

1. Первое упоминание — в далеком 1976 году

Впервые об автомобиле «Нива» широкой общественности сообщили в 1976 году. Тогда в журнале «За рулем» была опубликована статья под названием «Нива» из Тольятти». Журналисты писали о том, что в числе перспективных моделей Волжского автомобильного завода присутствует ВАЗ-2121 и что уже представлена предсерийная партия из 50 машин.

2. Первая в своем роде

Еще до появления «Нивы» в продаже об автомобиле говорили, что он не имеет аналогов ни в нашей стране, ни в мире. И это была чистейшая правда. «Нива» явилась уникальной разработкой и стала родоначальницей целого класса малых внедорожников. До ее появления подобных супер-компактных внедорожников просто не существовало.

3. Секрет названия

Есть мнение, что в названии «Нива» зашифрованы имена детей создателей машины: Петра Прусова (Натальи и Ирины) и Владимира Соловьева (Вадима и Андрея). Но это не так. Название появилось задолго до появления автомобиля, и его автором, вероятно, является дизайнер и автор облика ВАЗ-2121 Валерий Семушкин. 

4. Удачное имя

Кстати, название «Нива» тестировали долго и упорно, прежде чем остановиться на нем. Оказалось, что это слово хорошо звучит на разных языках, и практически нигде не имеет негативного смысла. Например, в чешском оно обозначает то же, что и в русском, в переводе с французского это «горизонт», а в немецком «nival» — «снежный».

5. Машина для загорода

«Нива» ассоциируется с сельской местностью, полями и пашнями. Машина и создавалась во многом для загорода. Это автомобиль, предназначавшийся «механизатору, агроному, сельскому врачу…». ВАЗ предложил им такое транспортное средство, которому не страшны грунтовые дороги в любое время года. 

6. «Итальянский» дизайн

Дизайнер «Нивы» Валерий Семушкин вдохновлялся итальянским автопромом. Советский внедорожник в общих чертах напоминает FIAT-127, первое поколение которого выпускалось в 1971-1976 гг. Особенно похожа передняя часть, а вот зад у «Нивы» оригинальный. В целом, наш автомобиль выше и квадратнее. 

7. Массовое авто

«Нива» так пришлась по душе отечественному потребителю, что в 1980-е гг. ВАЗ выпускал до 50 тысяч машин ежегодно. А в 1990-е выпуск был увеличен до рекордных 75 тысяч машин. К тому времени классические «Жигули» уже морально и технически устарели. А в «Ниве» инженеры видели перспективы — автомобиль можно было модернизировать и развивать.

8. Полный привод

Инженеры «Нивы» первыми в мире использовали на внедорожнике малого класса постоянный полный привод с симметричным межосевым дифференциалом. До этого так никто не делал (подобное решение применялось только на тяжелых автомобилях). В последующем зарубежные автопроизводители переняли идею у ВАЗа. 

9. Уникальные тормоза

Специально для «Нивы» были изобретены тормоза на основе схемы Bendix, с плавающей скобой и постоянным задействованием переднего контура. В механизмах были использованы элементы ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103. Новые тормоза адаптировали для машины повышенной проходимости. 

10. Больше 100 тысяч км

Когда «Ниву» тестировали, опытный образец прошел по бездорожью 50 тысяч километров. В пересчете на «обычные» дороги это равняется 100 тысячам км пробега. Эту цифру и стали считать ресурсом автомобиля. Хотя позже всем было очевидно, что реальный ресурс автомобиля много больше. 

11. Запаска под капотом

У «Нивы», как и у Fiat-127, запасное колесо размещалось спереди под капотом. Это нестандартное решение было продиктовано техническими особенностями автомобиля. Его длина (3,5 м) не давала поместить запаску в багажнике. Под полом по техническим причинам она тоже не помещалась. Поэтому разработчики положили колесо под капот. 

12. «Нива» с тентом

Известно, что «Нива» выпускается в цельнометаллическом корпусе. А ведь могла быть с тентом. На первых порах всерьез обсуждался вариант тентованого автомобиля. Хотя у него было много противников, в числе которых был и сам главный дизайнер машины. Любой, кто жил в сельской местности и ездил на авто с тентом, знал, сколько пыли набивается под него и как нужен за городом именно цельнометаллический автомобиль.

13. Тахометр раз и навсегда

На первых опытных образцах «Нивы» не было тахометра. Разработчики полагали, что на джипе можно обойтись без этого прибора. Однако во время испытаний пришли к выводу, что без тахометра не обойтись: слишком уж легко «перекрутить» двигатель на понижающей передаче. Поэтому на всех «Нивах» тахометр установлен на приборной панели. 

14. 16-дюймовый обод

Изначально на «Ниве» использовались 15-дюймовые колеса с вездеходным рисунком. В дальнейшем рисунок сменили на универсальный (машина предназначалась для поездок не только по сельской местности, но и в город). А когда выяснилось, что из-за высокой боковины покрышки страдают на поворотах, 15-дюймовый обод заменили на 16-дюймовый.

15. Автомобиль для Брежнева

Одна из тестируемых машин перед запуском серийного производства была поставлена в Кремль. Говорят, что она попала к самому Брежневу, который был большим любителем автопрома и имел внушительную коллекцию автомобилей. Впервые сев за руль «Нивы», генсек уехал в неизвестном направлении минут на двадцать, после чего вернулся и одобрил производство. 

16. Дорогая машина

В Советском Союзе «Нива» была одной из самых дорогих машин. Это объяснялось высокой технической сложностью автомобиля. Несмотря на дороговизну авто пользовалось популярностью. Причем, его покупали не только зажиточные селяне, но и городские жители, любящие путешествовать по лесам и полям. 

17. 22 модификации

К сегодняшнему дню «Нива» имеет целых 22 модификации, только из числа официальных. Ну а количество тюнинговых версий и не сосчитать.  

18. 80% на экспорт

«Нива» всегда хорошо продавалась не только у нас, но и за рубежом. Например, европейцы оценили проходимость автомобиля. На сложных участках и в плохую погоду советскому мини-джипу не было равных. В отдельные годы на экспорт поставлялось до 80% всех выпускаемых «Нив». В общей сложности, ВАЗ продал иностранцам около 700 тысяч автомобилей (из 2,5 млн авто, выпущенных заводом).

19. Где она только ни была

«Нива» работала на станции Беллинсгаузен в Антарктиде и была на Северном полюсе, поднималась своим ходом на Эверест (до высоты 5300 метров) и в Гималаи (5760 метров).  

20. Кинозвезда

Наша «Нива» снималась не только в отечественных кинолентах, но и в таких знаменитых фильмах как «Робокоп», «Ее звали Никита», «Час пик-3», «Неудержимые-3». В одном из фильмов («Невероятная жизнь Уолтера Митти») машина даже играла главную роль.

Автор публикации: Магазин "Внедорожник"
Дата публикации: 09.10.2023

Доставка
по всей России
100% оригинальные
запчасти
7000 наименований
запчастей в наличии